Мягкие кровли – находка для коррупционера: как крадут на ремонтах крыш?
Мэра Покрова Александра Шаповала подозревают в хищении бюджетных средств, выделенных на ремонты кровель жилых домов и учреждений образований города. Журналисты газеты "Нове місто + ТВ" решили выяснить – а как вообще можно украсть на ремонтах крыш и почему этот вид работ так любят коррупционеры?
Пообщавшись с людьми, которые и сами кровли делали, и которых пытались "кинуть" недобросовестные подрядчики, мы узнали о многочисленных нюансах и подводных камнях таких ремонтов. И теперь готовы поделиться с вами приобретенными знаниями, рассказать, какие основные признаки коррупции можно обнаружить при капремонтах кровель. И да, не пытайтесь повторить в домашних условиях то, о чем прочитаете ниже. Хотя, если вы не мэр города, у вас все равно ничего не получится…
Итак, почему именно ремонты кровель так привлекают местных коррупционеров всех мастей? Во-первых, они относятся к так называемым "допороговым закупкам". Согласно Закону Украины "О публичных закупках", если стоимость закупаемого товара составляет менее 200 тыс. грн, а закупаемых работ – менее 1,5 млн грн, то процедуру электронных торгов (ту самую систему PROZORRO) можно не использовать, и открытый аукцион не проводить. Договор можно напрямую заключить с нужным подрядчиком, а затем просто выложить подписанный документ в открытый доступ.
Ремонты крыш идеально вписываются в эту схему, поскольку это именно работы, а значит они являются допороговыми вплоть до суммы в 1,5 млн грн. При этом стоимость кап ремонта кровли даже большого многоподъездного дома, и даже безбожно завышенная, редко доходит до 1 миллиона гривен. А значит коррупционер может быть уверен, что договор на выполнение ремонта получит "правильная фирма", которая исправно отдаст "откат".
При этом заказчикам ремонтов, даже допороговых, никто не запрещал проводить электронные тендеры по всем правилам. Чиновник, действительно заботящийся о благосостоянии города и его жителей, должен быть заинтересован в здоровой конкуренции между подрядчиками, которая позволит выбрать самую выгодную пропозицию по соотношению цена/качество. Если же договор все равно заключался без открытых торгов – то это прямо указывает на коррупционную составляющую.
Следующий пункт, самый прибыльный для коррупционера – это непосредственно выполнение ремонта, ведь тут украсть можно практически на всем. Начиная с демонтажа старой кровли. Например, в смете пишут, что старое покрытие демонтируется по всей площади крыши (что в общем-то желательно при капремонте), а на практике зачищают только проблемные места, или вообще не трогают старое покрытие. Сэкономленные деньги – в карман.
Затем счищенный старый рубероид нужно вывезти. А ведь с крыши большого дома его можно легко наскрести тонн 10, это ж немаленький такой самосвал может понадобиться. Но вот если старое покрытие ковырнули только в паре мест, и ошметки рубероида поместятся в транспорт поменьше – то и на этом можно сэкономить.
Самое веселое начинается при укладке нового покрытия. Это только на взгляд обывателя рубероид – он и в Африке рубероид. На самом деле современные материалы для мягких кровель очень сильно разнятся по качеству и цене. И если вместо предусмотренных сметой двух слоев рубероида по цене 100 грн за квадратный метр положить один слой стоимостью 40 грн за квадрат, то выгода вырисовывается неиллюзорная – на крыше площадью 1 тысяча квадратных метров только на рубероиде можно украсть 160 тыс. грн… О том, насколько надежна такая кровля, да еще и уложенная поверх старого, покоробившегося покрытия, каждый может догадаться сам. Плюс есть еще разнообразные примыкания, ливневые стоки, бетонные стяжки под рубероид и масса других элементов, на снижении качества которых можно украсть. Разница между предусмотренными проектно-сметной документацией материалами и работами, и теми, которые были фактически выполнены – это и есть основной источник тех самых "откатов".
Причем плохое качество ремонта для коррупционера – это не проблема, а инвестиция в будущее: ведь такой ремонт скоро придётся переделывать – и вот очередная возможность подзаработать… А то, что у жильцов дома после такого ремонта иногда крыша течет сильнее, чем до него – ну, это уже проблемы жильцов.
Конечно, может так случиться, что непорядочный подрядчик без ведома заказчика провернул все эти манипуляции, и просто решил "кинуть" чиновников на "бабки". Но как мы уже выяснили ранее, при допороговых закупках заказчик уже знает, с кем заключает договор, ведь никаких открытых торгов нет. Более того, именно заказчик согласовывает объем и качество ремонта и, самое главное – подписывает акт выполненных работ.
То есть местный чиновник (обычно это начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства или Управления образования) ОБЯЗАН проверить качество выполненных работ и их соответствие договору, проекту и смете. Если он видит явные нарушения – дешевые материалы, неудовлетворительное качество, невыполнение отдельных пунктов договора – то должен требовать от подрядчика их устранить. А если видит, но все равно подписывает акты выполненных работ – значит он в доле. И вот в момент подписания такого акта чиновник совершает преступление, за которое его и могут привлечь к уголовной ответственности.
Но кто же будет подобным вредительством под видом строительства заниматься, да еще и возвращать уже полученные средства в виде "откатов"? Ведь ни одна уважающая себя строительная фирма на такое не подпишется… Увы, некоторые все-таки подписываются, а если нет – тогда на помощь коррупционеру приходят подставные компании-однодневки.
Зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью в Украине относительно несложно, немножко бумажной работы – и у вас есть готовый исполнитель любых, даже самых сложных строительных работ на миллионы гривен. Для регистрации часто используют утерянные или украденные документы, либо же просто находят человека с низкой социальной ответственностью, который за долю малую от тех самых миллионов готов предоставить свой паспорт и расписаться под документами.
У таких фирм и фирмочек много отличительных черт, но мы все же попробуем выделить самые подозрительные: обычно они создаются незадолго до заключения договора; зарегистрированы не в том населенном пункте, где проводят ремонтные работы; работают только в одном городе или районе; среди их видов деятельности (так называемых КВЕДов) - удивительное разнообразие: от торговли сигаретами до ремонта машин (а вот кровельных работ как раз может и не быть); на одного человека может быть зарегистрировано несколько таких фирм.
Кроме того, зачастую у подобных фиктивных компаний даже отсутствуют собственные работники, для выполнения работ нанимают случайных людей с улицы, которые не имеют соответствующих допусков и квалификации. Да и работают часто неоформленными, что позволяет сэкономить еще и на налогах. А уж о качестве работы, выполненной такими "специалистами", говорить не приходится.
И вот работы, выполненные неизвестно кем из непойми каких материалов принимаются представителем исполкома, на счет подрядчика перечисляются бюджетные, то есть наши с вами деньги, а дальше дело техники: средства обналичиваются и распределяются между всеми участниками преступной схемы, чтобы в итоге оказаться в какой-нибудь коробке из-под обуви... Естественно, учитывая размах данной схемы, провернуть ее без главного человека в городе не представляется возможным.
Таким образом, мы выделили основные признаки коррупции при ремонтах кровель:
- неконкурентный выбор подрядчика для выполнения работ;
- нереалистичная смета, использование непредусмотренных проектом, дешевых и некачественных материалов;
- выполнение работ фирмами, имеющими признаки фиктивности.
С теорией немного разобрались. В следующий раз попробуем применить новые знания на практике: рассмотрим, кто и как ремонтировал крыши домов и учебных заведений Покрова в последние годы, и не найдется ли там чего-то подозрительного…
Залишити коментар